ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет студента
и преподавателя

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

С чего начинался #первыйтранспортный на Урале?

01.03.2022

65 лет – это не просто период жизни каждого сотрудника, это целая эпоха. Из стен университета вышли за эти годы тысячи талантливых, необыкновенно одаренных ученых, выдающихся специалистов, лучших представителей транспортной alma mater. История развития единственного транспортного вуза на Урале в полной мере отражает ход развития транспортной отрасли не только в регионе, но и во всей стране.

Чтобы оценить значение этого события, предлагаем вам окунуться в историческую ретроспективу УрГУПС. Давайте вспомним, как и зачем возник транспортный университет, как стал признанным мастером своего дела, занял лидирующие позиции в образовательном и научном пространстве.

***

В середине прошлого века уральская магистраль остро нуждалась в специалистах с высшим образованием, так как шло активное освоение производства новых видов продукции, обновлялась техника, расширялись связи Урала с другими регионами страны. Существенно возросло значение железнодорожных перевозок, особенно в Урало-Сибирской зоне. Остро встал вопрос о создании инженерного вуза, готовящего кадры для железных дорог.

И, наконец, 17 ноября 1956 года состоялся торжественный акт, посвященный радостному событию открытия УЭМИИТ. Первое здание вуза расположилось на улице Якова Свердлова, 11-а на базе Свердловского железнодорожного техникума.

Уральский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта объявляет прием студентов с отрывом от производства на 1-й курс. В приемной комиссии УЭМИИТ большое оживление. Прием заявлений начался всего несколько дней назад, но в комиссию поступили уже десятки листков с лаконичными словами «прошу принять». Начались приемные экзамены. В институт подано более пятисот заявлений. 228 человек принято. Это отличники, окончившие школу с золотой или с серебряной медалью.

«Составом поступающих мы довольны, – говорит начальник института Иван Васильевич Уткин. – Среди них много производственников, а также учащихся, отлично окончивших транспортные техникумы. Многие – потомственные железнодорожники, а ведь это для нас очень важно! У вуза – замечательное будущее: наш институт – один из самых молодых вузов города. У него – прекрасные перспективы роста и развития».

Иван Васильевич Уткин - прародитель единственного транспортного вуза на Урале. Под его непосредственным руководством на площади 25 гектаров был построен новый институтский городок. Неоценима заслуга И.В. Уткина в выборе живописного места расположения вуза. Восемнадцать лет Иван Васильевич - участник Великой Отечественной войны, ветеран труда – был ректором института.

«Хорошо поработали студенты! У них есть отличные учителя. Это учебные мастера Борис Израилевич Брайнин, Николай Емельянович Подковыркин, Кузьма Степанович Плешков, Игорь Борисович Гирев. А разве плохие специалисты на кафедре технологии металлов? Заведующий кафедрой Валерий Никифорович Шарыпов, и преподаватели Станислав Иосифович Гаевский, Евгения Степановна Сморгун – все они люди с большим жизненным опытом, душой болеющие за порученное дело" – пишут в газете «Вечерний Свердловск».

В следующем 1957 году открылся вечерний факультет. В 1958 году были созданы два базовых факультета - электромеханический и электротехнический, а в 1959 году - заочный. Остальные факультеты появятся значительно позднее, когда в 1964 году институт переместится в новое здание, расположенное на живописном берегу городского водоема в районе Генеральских дач.

***

На кафедре энергоснабжения, которой заведует доцент И.А. Афанасьев, кипит преддипломная работа. Это ответственный момент в жизни каждого студента. Но в УЭМИИТ эта ответственность была особенной. Только после того как студенты применяли свои знания на практике, они приближались к финальному аккорду — дипломной работе. Для тех, кто заканчивал вуз, дипломная работа была не для галочки, а стартом в будущее. В 1961 году из 82 дипломов на кафедре энергоснабжения 66 дипломных работ выполнялись непосредственно на предприятиях и в транспортных проектных организациях под руководством опытных специалистов производства. Двенадцать дипломных проектов носили характер исследовательских работ, направленных на увеличение пропускной способности электрических железных дорог и улучшение эксплуатационных показателей системы энергоснабжения.

На кафедре электрической тяги под руководством доцента, кандидата технических наук. А.М. Дядькова в области тягового хозяйства электрических железных дорог разрабатывалась 21 тема, вопросам проектирования заводов по ремонту подвижного состава было посвящено 6 тем.

«22 дипломных проекта представляют собой разработки новых электровозов и моторвагонных секций. Студент Гуков выполнил дипломный проект на тему: «Контактная сеть постоянного тока для высоких скоростей движения», - пишут в газете «Путевка».

За первые пять лет работы УЭМИИТ коллективы кафедр развернули активную научно-исследовательскую деятельность по тематике, непосредственно отвечающей задачам технического прогресса на железнодорожном транспорте. И вот инженеры первого выпуска – И. Москалева, Л. Рогачева, Т. Дубровина, Р. Клязина – защитились на «отлично» и переданы для внедрения в производство.

В 1962 году состоялся выпуск второго отряда инженеров транспорта: М. Зайнуллин, А. Старостин, Б. Сердитов, П. Остарков, С. Колганов, Г. Печенкин, Г. Федоров. Освоив практические и теоретические знания‚ полученные за годы подготовки, они продолжили крепкую связь с производством и приступили к самостоятельной трудовой деятельности.

А вот 46 инженеров и техников Свердловского управления дороги пришли учиться в транспортный институт без отрыва от производства на общественном факультете повышения квалификации. Они осваивают тепловозы, и без помощи института в этом деле не обойтись.

В УЭМИИТ параллельно с трудовым воспитанием студентов ведется научная работа. Научно-исследовательская деятельность студентов, овладение научным методом познания являются одним из важнейших средств повышения качества подготовки и воспитания специалистов с высшим профессиональным образованием. Лаборатория кафедры физики пополняется новым оборудованием по многим разделам современной физики. Преподаватели вместе со студентами создают прибор, предупреждающий крушение поезда. Это событие не только для железнодорожников, но и для всего научно-технического сообщества в регионе и даже стране. О новшестве пишут в газетах. В последующем почти все научные разработки вуза найдут себе применение на практике.

Но не только учебой увлечены студенты транспортного института. Всеобщим уважением пользуется среди студентов и преподавателей спорт. Например, в приоритете газета «БОКС», каждый номер которой совместно обсуждается. Культурная программа тоже на повестке дня. Студенты Юрий Меньшиков и Юрий Лыжов выступают во Дворце культуры железнодорожников в защиту творчества УЭМИИТ и исполняют мексиканский танец. А вот газета «На смену» опубликовала репортаж с новгоднего бала 1963 года. На фотографиях студенты вуза в масках и костюмах 19 века.

Параллельно кипит трудовая жизнь вуза. Строится новый институт, растет студенческий городок. Без крепких рук ребят не обойтись. Они охотно откликаются на зов сердца и в любой удобный момент идут помогать строить институт, облагораживать будущий кампус. Даже если им не посчастливится перешагнуть порог нового здания. Зато повезет тем, кто еще учится в школе. Для них, следующих поколений, старались студенты и преподаватели, помогая на строительстве нового транспортного вуза.

***

1964 год. Наконец, свершилось: студенты УЭМИИТ начали учебу в новых аудиториях. Институт «с иголочки» - так его назвали свердловские журналисты, увидев новый учебный корпус.

Студенческая жизнь кипит в новых стенах вуза. Радости, тревоги, огорчения: преподаватель А. С. Низов принимает экзамены у студентов 4 курса по дисциплине «Ионные и электронные преобразователи». А еще надо успеть на практику. На производстве студенты-четверокурсники знакомятся с устройством мощного импульсного генератора.

Новый институт располагает современными лабораториями. Здесь появился вычислительный центр, новая отраслевая лаборатория по исследованию режимов напряжения устройств энергоснабжения электрифицированных железных дорог. Ассистент кафедры ТОЭ В.А. Оберюхтин знакомит студентов с действием осциллографа. С. И. Митюшев (кафедра «Радиотехника») рассказывает об электронном корректоре, который защищает информацию от искажения. Будущие капитаны железных дорог осваивают современные технологии.

Связь УЭМИИТ с производством укрепляется. В стенах вуза разрабатывают план научной организации труда на производстве. Проходят одна за другой научно-технические конференции. Такой подход не пройдет даром. Уже в следующем 1965 году газета «Уральский рабочий» с гордостью сообщит, что выпускник УЭМИИТ М. Лапиков хорошо подготовил техническую документацию на станции Свердловск – Сортировочная, которая является важным железнодорожным узлом в регионе. Комсомолка, выпускница транспортного вуза Людмила Мальгавка как работник Уральского отделения Всесоюзного государственного треста по организации и рационализации районных электростанций и сетей использует квалифицированный подход. Ангелина Сырых – энергодиспетчер Пермского отделения: она обеспечивает нормальное снабжение электропоездов энергией, а также своевременный планово-предупредительный ремонт устройств электроснабжения.

Активно ведется воспитательная работа со студентами во внеучебное время. Ребята раскрывают свои таланты на Всесоюзном смотре художественной самодеятельности. Эстрадная группа студентов ездит с концертом по селам. В институте поселился новый жанр творчества - фестиваль СТЭмов.

Кипит спортивная жизнь вуза. Студенты Владимир Бурков, Герман Абрамов - чемпионы города по классической борьбе. Команда УЭМИИТ соревнуется в стрельбе из произвольного малокалиберного пистолета на расстоянии 50 метров и побеждает.

Труд в УЭМИИТ становится необходимым и важным средством развития студента. Основой процесса организации и стимулирования трудовой деятельности становятся студенческие отряды. Семестр третий, трудовой, таежный: студенческий строительный отряд отправился на всесоюзную ударную комсомольскую стройку, где ведется строительство железнодорожной линии Тавда-Сотник. Зеленый огонь светофора горит студенческим строительным отрядам, отправившимся на целину, откуда ребята шлют письма: деловые, патетические, лирические. Многолетняя дружба связывает институт с колхозами и совхозами Байкаловского района. Труд для студента УЭМИИТ крут!

«В ваших руках судьба родины»: в редакции «Комсомольской правды» за «круглым столом» собрались члены молодежной группы советских туристов, вернувшиеся из поездки в Чехословакию. Среди них ассистент УЭМИИТ Ю. Г. Кутыев. Чуть позже, в 1966 году, в единственный транспортный вуз на Урале приедут гости из Чехословакии. Так появляются первые ростки международных отношений.

Ректор И.В. Уткин дает интервью «Вечернему Свердловску», в котором уверенно сообщает: за десять лет УЭМИИТ стал крупным центром подготовки инженерных кадров для железных дорог Урала и Сибири. Только за период с 1961 по 1967 год институт выпустил более 2000 инженеров путей сообщения. А дальше следует подборка статей о выпуске нового отряда инженеров, успешно окончивших институт на строительном факультете.

В 1968 году УЭМИИТ объявляет новый набор студентов на все виды обучения: дневное, вечернее и заочное отделения.

***

Вместе со зданием транспортного вуза расширялась и его образовательная деятельность. В 1966 году открывается строительный факультет. В том же году была организована кафедра эксплуатации железных дорог, впоследствии переименованная в факультет управления перевозочным процессом. В 1968 году организована кафедра вагонов и вагонного хозяйства, а также открыт факультет повышения квалификации руководящих работников и специалистов железнодорожного транспорта. В 1971 году образовался механический факультет. В 1975 году начали работу кафедры строительных конструкций и строительного производства. Результат такой образовательной эволюции - в 70-80-е годы количество студентов, принятых в УЭМИИТ, возросло с 600 до 7000 человек, профессорско-преподавательский корпус увеличился до 357 человек, 45 процентов из которых имели ученые степени и звания.

В 90-е годы продолжается политика созидания и расширения. В 1992 году УЭМИИТ успешно прошел аттестацию, а в 1993 году - лицензирование, что стало своеобразным этапом реформирования института. В 1994 году вуз получил новый статус и был переименован в Уральскую государственную академию путей сообщения (УрГАПС). Академия стала одним из крупнейших железнодорожных вузов России. В ее структуру входили 8 факультетов, 28 кафедр, 34 научных подразделения, 1 филиал и 6 учебно-консультационных пунктов. Начали активно развиваться международные связи вуза.

Очередного повышения своего статуса вуз сумел добиться в 1999 году, когда, по результатам работы и качеству подготовки специалистов, академия превратилась в технический университет - Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС). В этом же году был открыт факультет экономики и управления.

***

Наступил новый век. А вместе с ним в транспортный университет пришли новые образовательные веяния. Практически все факультеты начали открывать направления подготовки по новым специальностям. Начинается переход на многоуровневую систему подготовки специалистов. Для УрГУПС это, в первую очередь означает возможность готовить специалистов для всех направлений транспорта. На базе УрГУПС создается отраслевой региональный центр научно-методического обеспечения, позволяющий координировать деятельность всех учебных заведений, участвующих в подготовке кадров для предприятий транспортной отрасли. Структуру университета пополняют филиалы, а также Академия корпоративного образования, объединившая Институт заочного образования и Институт дополнительного профессионального образования.

Начался новый этап развития материальной базы вуза. Открывается новый учебно-лабораторный комплекс с 12-ю научно-образовательными центрами, спортивный комплекс, жилой дом для преподавателей института, многоэтажный корпус студенческого общежития.

За двадцать лет нового тысячелетия увеличился профессорско-преподавательский состав университетского комплекса. Сегодня во всем университетском комплексе обучается 18 000 студентов.

Год от года повышается престиж УрГУПС. Вчерашние выпускники университета работают сегодня во всех уголках России и ведут успешную трудовую деятельность за рубежом. И, конечно, каждый, кто связал свою судьбу с УрГУПС, с благодарностью вспоминает своих преподавателей и неповторимые студенческие годы, проведенные в стенах ставшего родным университета.


Елена Красулина, Анастасия Кириллова