ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет студента
и преподавателя

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

Как построить наземное метро в Екатеринбурге: взгляд движенца и экономиста

29.12.2022

Ежегодные лекции руководителей Свердловской магистрали традиционно пользуются популярностью среди студентов.  На этот раз начальник Свердловской железной дороги Иван Николаевич Колесников прочитал студентам УрГУПС лекцию о пригородном комплексе и реализации проекта наземного метро в Екатеринбурге. В большой римской аудитории собрались будущие экономисты и движенцы, которым предстоит прийти на дорогу.  

По статистике, на сегодняшний день в Екатеринбурге проживает 1,6 млн человек. При этом порядка 200-300 тысяч постоянно проживает в городе без прописки. Такую же статистику создает в сутки маятниковая трудовая миграция. То есть численность населения составляет от 2 миллионов и выше. На основании этих и многих других данных можно понять, насколько наземное метро может эффективно  решить проблему пассажиропотока городской агломерации, представляющей сложную систему с интенсивными производственными и транспортными связями.

Свердловская железная дорога – это большой и сложный механизм, включающий грузовой, транзитный, пассажирский транспорт. У каждого времени есть свой вызов. На сегодняшний день это необходимость решить проблему пассажиропотоков города-миллионника с помощью строительства метро. И не подземного, а наземного. Иными словами, когда поезд – в данном случае «Ласточка» – промчится из города в пригород на оптимально высокой скорости и доставит пассажиров в пункт назначения без пробок и серьезной траты времени на ожидание.

Все это требует не только научного осмысления, серьезных финансовых вложений, но и профессиональных кадров. По мнению Ивана Николаевича,  который является движенцем и экономистом в одном лице, эстафету в реализации этого проекта предстоит принять сегодняшним студентам.

– Вам, будущим специалистам и руководителям, предстоит принять вызов сегодняшнего времени, – подчеркивает Иван Николаевич. – Очень многое зависит от вашего понимания своего профессионального будущего: либо вы получаете знания, которые вам дает университет и используете возможность применить их в своей профессии, двигаетесь вперед к новым задачам и проектам, либо проживаете или проедаете те ресурсы, которые вам отводятся. Вам предстоит сделать этот выбор. Обязательно в вашей жизни будут люди, которые станут говорить, что не время, не сегодня, не соответствует обстоятельствам, экономическая модель неэффективна. Очень важно, чтобы вы в подобных диалогах были готовы аргументировать свою идею, настоять на ней. Как, например, нам удалось это сделать с проектом наземного метро. К нему сначала отнеслись скептически: Екатеринбург – не Москва. Но, если мы посмотрим на карту Москвы, то увидим, что Екатеринбург не так отдаленно напоминает столицу с ее малыми и большими городами, плотностью населения. Распределение людей внутри наших городов стало принципиально другим. В этой части появляется вызов с точки зрения решения транспортной задачи. И кто сказал, что хорошее метро – это то метро, которое под землей? Доступность, экологичность, ценовая политика городского транспорта, частота и скорость движения – это все обоснованные факты в пользу строительства наземного метро в Екатеринбурге.

Данный проект вошел в федеральную программу «Мобильный город». Началась большая экспертная работа, требующая принципиально другого осмысления, так как ожидается другая модель перевозки. Предполагаются другие технические и технологические решения. Иван Николаевич Колесников убежден, строительство наземного метро – это хорошая альтернатива подземному метро, отвечающая требованиям времени.

После лекции он ответил на вопросы студентов и завершил свое общение мотивирующим монологом:

– Меня часто спрашивают, кем я хотел стать: экономистом или движенцем? Как движенец, я практик, экономика – это моя основная специальность. Мне довелось сочетать эти две специальности. Сначала я выбирал ответы. А некоторое время назад у меня появился один ответ – самое главное, захотеть стать железнодорожником. Университет – это космос знаний и возможностей. Железная дорога – это хорошая практика и будущее для молодых интеллектуалов, желающих стать специалистами высшей категории или перспективными руководителями. Получайте знания, становитесь профессионалами. 


Елена Красулина